[к номерам телефонов, на главную
страницу]
Иногородним заказчикам доставка заказанных/готовых изделий
осуществляется почтой, транпортными компаниями и т.п.↑
Защита
гребного винта (лодочного подвесного мотора) туннелем (tunnel for screw)
и об оперативном «углублении» водоёма по пути
следования судна
Впервые туннельные образования днища начали применять на мелкосидящих речных пароходах: увеличение размеров судов и рост мощностей двигателей привели к необходимости применения гребных винтов большого диаметра, поэтому для сохранения минимальной габаритной осадки потребовалось поместить винт в специальное углубление (туннель) в днище... Э. Н.
Ривкинд, “Защита гребного винта
туннелем” |
То есть начало было положено ещё в стародавние времена... XX и XXI век не остались безучастными в области водномоторных технологий и скоростей. Растут скорости – на смену водоизмещающим судам пришли скоростные: глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушных подушках, на воздушных кавернах, на экранах ... Совершенствуются движители – на смену колесным пароходам пришли винтовые, воздушно винтовые, водореактивные, газореактивные и их различные вариации... Совершенствуются приборы навигации, давно появились эхолоты-глубиномеры, спутниковые навигаторы, позволяющие держать курс не отклоняясь от проверенного фарватера... Одно таки остается неизменным – глубины наших рек и водоёмов. Всякий водномоторник со стажем или без него очень хорошо знает: есть у вас приборы или нет, но лучше «семи футов под килем», то есть достаточной глубины под винтом ничего быть не может. Как «углубить» водоём на пути следования судна и уменьшить его осадку? Такие вопросы задаёт себе каждый капитан.
|
Какие-то накладки, насадки, кольцевые насадки, кожухи, обечайки, обручи, кольца, отбойники, скользящие по дну вилы и даже доски, защитные решетки или рамки – в общем любые конструкции и ограждения, навешиваемые на погруженную часть подвесного мотора и призванные защитить, вращающиеся с большой скоростью, лопасти винта от повреждения в момент контакта с дном водоема (особенно, если это дно представляет собой камни) достаточно неэффективная защита: если удар был сильным – защита может смяться (погнуться) и попасть в винт и тогда его повреждения могут быть едва ли не сильней, чем без защиты; сильный удар (см. пример) может вырвать «с мясом» крепление защиты, разбить и/или оторвать редуктор от дейдвуда (вместе с приделанной защитой), оторвать защитный плавник мотора («шпору»); повредить внутренние детали двигателя: сломать зубья шестерен редуктора, погнуть вал гребного винта, сломать торсионный вал; в конце концов от сильного удара случается вырывает и весь двигатель вместе с транцем и т.д. и т.п. Отбрасывание (поворот с поднятием вверх дейдвуда) мотора вокруг своего надтранцевого шарнира (работает далеко не у всех ПЛМ до 40 л.с., и на которых, как правило, нет гидравлического трима) возможно, если скорость судна относительно невелика (до 30-35 км/ч), на бóльшей скорости действие силы инерции и динамическое воздействие на место удара таковы, что разлом (см. пример) винта-редуктора-плавника произойдет вперед быстрее, чем мотор отбросится вверх. Понятно и то, что такой способ защиты вовсе не избавляет погруженную часть мотора от самого удара (контакта с дном и камнями), а лишь невелирует (невелирует ли?) в какой-то мере его последствия для винта; и река от наличия подобной защиты всё равно глубже не станет – дальше-то идти всё равно нужно и, желательно, не на веслах; и сопротивление, выступающих (под днищем лодки) частей мотора от такой защиты выросло – защита имеет определенную парусность (лобовое гидродинамическое сопротивление), к. запросто «скушает» ваших 5-7 км/ч.
|
Насколько такая защита эффективна судить, конечно, каждому самостоятельно. Очевидно, что более действенной была бы какая-то иная – радикальная защита, навроде – контакта с дном не должно быть вообще, да и водоём заодно не мешало бы слегка углубить.
От себя могу добавить, что защита туннелем как раз и является таким радикальным средством и не только гребного винта, но и всей подводной части мотора (дейдвуда, редуктора, защитного плавника). Высокие скорости глиссирования дают свои преимущества – нагнетаемая в туннель вода поднимает её уровень – и река (водоём), непосредственно перед винтом, становится выше на высоту туннеля (у водоизмещающих судов туннель только уменьшает осадку судна за счет подъема винтов в специальное углубление). Конечно, такое решение требует некоторой модернизации (переделки) лодки, но и цена вопроса относительна невелика, по сравнению с иными решениями для устройства вездеходности лодки – водометным движителем типа «ДВС->турбина» или водомётная насадка на ПЛМ типа «outboard jet drive» («улитка»). Водометный движитель займет много полезного места в кокпите судна (т.к. как правило используется схема горизонтальной компоновки двигателя и турбины), в то время как подвесной мотор находится вне кокпита и достаточно компактен (вертикальная компоновка ДВС->движитель-винт). Оснастить лодку водомётом удовольствие не из дешевых: ДВС, турбина, монтаж, обкатка, доводка... Некоторые виды высокооборотистых водореактивных движителей (водомётов) создают на входе в турбину высокое разряжение, что в сочетании с высокой насосной производительностью формирует всасывающую воронку, затягивающую в водовод со дна водоёма камни и песок – импеллер, так же как и гребной винт, в этом случае просто ломается камнями. Мне доводилось осуществлять восстановительный ремонт защитной решетки водовода и импеллера – поломки серьезные. Водомёт с автомобильным ДВС не поставишь на маленькую лодку типа «Казанка-М» или «Обь» (туннель на-здоровье). Конечно есть компактные оседиагональные водометные турбинки высокой мощности, например, от гидроциклов, но их цена высока. Водометная насадка «улитка» на подвесной мотор «съест» 30-40% полезной мощности (к.п.д. центробежного насоса очень низкий – неэффективная энергия тратится на создание бесполезной турбуленции рабочего тела в канале раскручивания и на трение и этот к.п.д. никак не повысить), а это расходы на топливо и скорость судна. Помимо этого, как правило, импортная водометная насадка является еще и дорогостоящим узлом.
Оснащенная туннелем лодка практически не теряет своих скоростных качеств (что важно для приверженцев быстрого хода, а не езды «абы-как»), на неё легко установить любой подвесной лодочный мотор (ПЛМ), в случае профилактики мотора совершенно не обязательно везти в сервис всю лодку (как в случае с водометным движителем, оснащенным 4-х тактным автомобильным двигателем) – достаточно снять мотор с транца и возить лодку отдельно, а мотор отдельно, сам ПЛМ не требует никаких переделок и установки дополнительных узлов. Невысокое разряжение в туннеле не втягивает (как в турбину водовода классического водометного движителя) песок и мелкие камни, траву и прочий мусор (механизм формирования потока в таком незакрытом снизу туннеле несколько иной нежели в водореактивном движителе). Экперименты показали, что лодка с туннелем легко передвигается по поросшей водорослями воде не задевая её и не наматывая её на винт. В целом можно признать, что гидро~ туннель в лодке оригинальное и эффективное решение некоторых наболевших проблем навигации по неразмеченным фарватерами и незнакомым рекам. Вы хотели иметь моторную лодку (мотолодку, катер, судно) для мелководья? И не просто для мелководья, а для уверенного хода по нему? Тогда это вариант.
На сегодняшний момент мною или по моим проектам опробовано в переделке под туннель свыше семи разнообразных моделей/типов лодок. В том числе и такие популярные как «Крым», «Неман-2». Фотографии и видео некоторых переделанных под туннель лодок приведены ниже.
Гидро~ туннель в моторой лодке «Блик 40»
Гидро~ туннель в моторой лодке «Wellboat 47»
(видео-отчет ↑) Лодка в сборе. Для просмотра видео-отчета нажмите на фотографию
Гидро~ туннель в
моторой лодке «Крым»
(видео-отчет ↑) Для просмотра видео-отчета нажмите на фотографию.
Гидро~ туннель в моторой лодке «Вельбот-51Т»
![]() |
![]() |
(видео-отчет ↑)Для просмотра видео-отчета нажмите на фотографию.
вопросы & ответы
Как сделать вам заказ на туннель (спонсоны, регулируемый транец)?
Обратиться ко мне по телефону +7-989-830-67-17 (МТС) (WhatsApp, Viber), +7-923-616-75-51 (МегаФон) или по электронной почте с описанием предполагаемого заказа.
Какой порядок работы с иногородними заказчиками?
Такой же как и во всех других случаях: формируется/согласовывается ТЗ, заказ оплачивается заказчиком, выполняется мною, готовые узлы высылаются в пункт назначения для последующего монтажа на месте. Доставка в Украину возможна ч/з украинскую ТК expert-post.com
Как осуществляется монтаж изделий на лодках из несвариваемых материалов?
На этапе ТЗ это оговаривается, в конструкциях изделий предусматриваются фланцы/места для крепления к лодке на винты или заклёпки.
Каковы сроки исполнения заказов?
Зависят от объема заказа и моей текущей занятости. В сезоны «пик» может иметься очередь из заказов, вперёд в работу поступают ранее оплаченные заказы.
Какова стоимость ваших услуг?
На типовые изделия есть сложившаяся стоимость, учитывающая материалоёмкость и трудоёмкость изделий. На не типовые заказы/изделия расценки по договоренности с ориентацией на среднюю з/плату по стране.
Какие лодки вы можете отуннелить?
С твёрдыми корпусами, надувные конструкции не мой профиль. Предварительный анализ выполняю для любой модели/типу лодки, а далее обсуждаем возможность модернизации и проект с заказчиком. На сегодняшний момент мною и по моим проектам было переделано свыше семи разнообразных моделей лодок. Самих лодок намного больше.
Какие изделия для лодок вы изготавливаете?
Будучи сварщиком-универсалом с инженерным образованием рассматриваю самые разнообразные обращения/предложения, т.е. выполняю то, что нужно заказчику и то, что в моих силах разумеется. Из типовых изделий: туннели для лодок под винтовые ПЛМ, под приклёпку или приварку; кормовые спонсоны (дополнительные элементы плавучести); регулируемые транцы ходовой или стояночной регулировки, какие-то сопутствующие изделия (например поручни, бензобаки и т.п.); подработка гребных винтов под специфические задачи.
Изделия изготовленные вами дешевле промышленных образцов или нет? Например регулируемый транец?
Зачастую дешевле, но это не связано с тем, что я как-то отслеживаю цены аналогов и/или конкурирую с промышленностью (например, c американской). Это бессмысленно, ремесленнику-частнику не угнаться за роботизированными станками. Специфика моих подрядов – это обращение заказчиков за изготовлением нестандартных изделий, т.е. с такими параметрами, к. отсутствуют у серийных моделей/образцов. А дешевле они могут получаться из-за высоких валютных курсов, из которых складывается стоимость импортных, не совсем устраивающих аналогов.
Какие у меня гарантии, что после предоплаты заказа вы поставите мне изделие и не обманите меня, ведь вы находитесь в одном городе, а я далеко в другом?
Прежде всего мы оба находимся в едином правовом поле Российской Федерации, на территории к. действует единая правоохранительная система. Гарантии это ст. 158, 159 ГК РФ, а также ст. 159 УК РФ, зная с кем вы имеете дело, совсем не трудно привлечь человека к ответственности, если возникнут такого рода проблемы.
ещё больше вопросов & ответов |
Изменится ли плавучесть лодки после врезания туннеля? Безусловно, ведь вырезается некоторый объем из погруженной части корпуса. По закону Архимеда, выталкивающая сила уменьшится на вес воды, к. помещался в вырезанный объем лодки. Также изменится и точка приложения равнодействующей выталкивающей силы. Меняется ли характер глиссирования лодки с туннелем? Да, скорее всего как-то изменится, однако для разных лодок это скорее всего произойдет по разному: ведь обводы днища у каждой лодки вполне индивидуальны и соответственно гидродинамические свойства различных днищ – тоже различные. Одно можно сказать с уверенностью: по сравнению с погруженным винтовым ПЛМ произойдет перестановка сил тяги и гидродинамического сопротивления корпуса. |
Что делать, если лодка «не пойдет» – туннель-то уже сделан? Если вы по своему проекту изготовили в лодке туннель и у вас что-то не заладилось, то всегда доступен «исходный вариант»: например, заварить туннель, придав днищу лодки вид близкий к первоначальному. Из самого туннеля, который остаётся в корпусе лодки (его можно не удалять) получится замечательный бензобак – вместительный и удобный, но это, как говорится, крайний вариант для вашего самоуспокоения. |
В интернете много разных мнений по поводу туннеля в лодке, в том числе и из числа «недовольных». А у вас всё замечательно и ровно. Кому верить? Давайте верить здравому смыслу. Судите сами, все обсуждаемые в интернете (например на форумах) вопросы так или иначе задаются и мне на консультациях и/или перед заказом. Смысл ответов не в том что делать, а скорее как делать. Согласитесь, выполнить хирургическую операцию может и начитанный любитель, но лучше это доверить образованному и опытному хирургу. Судно – гидростатическая и гидродинамическая система приложенных к обтекаемому телу сил. Любое изменение формы тела, влечет изменение и самих сил, и точек их приложения. Нельзя бездумно врезать «протез» и рассчитывать, что он сам «приживется» и «адаптируется» в организме. Любое изменение в судне должно быть продумано интегрировано в существующую систему. Без этого не факт, что с первой попытки рационализатор попадает «в десятку». Хотя ведь, есть и масса удачных вариантов переделки. В целом, та критика, к. вы могли читать в интернете написана либо дилетантами, к. вообще не понимают о чем речь, либо людьми недостаточно компетентными в данном вопросе и как следствие не сумевшими довести свои туннели «до ума». Конструктивно-содержательной критики лично я не встречал. Потому-что конструктивная логика неизбежно приведет к правильному и приемлемому результату (читайте положительные отзывы). Также помним, что гарантированный результат с первой попытки получается только в конвейерной схеме: где прототип многократно испытан в лабораториях (и на испытательных полигонах) и приемлем (рекомендован к выпуску и есть готовые чертежи), а потому все действия могут быть шаблонными и одинаковыми. Там же где речь идёт о нестандартной операции – не может быть и шаблонного решения. Общим у всех лодок может быть тип – в нашем случае «с туннелем», а вот отличия в них (в лодках, в туннелях и пр.) и определяют успех или неуспех получившейся комбинации. |
Никак не могу для себя решить, что же лучше, водомётная или туннельная лодка? А как вы считаете?
Ставить так вопрос всё равно, что спрашивать, а «что лучше самолёт или ракета?» (разнородные летательные аппараты, но и те и другие летают) или «что вкуснее апельсины или яблоки?» (разнородные фрукты, но и те и другие едят). У всякого инженерного решения своя сфера применения. Попробую ответить следующим образом: у водореактивного движителя есть свои неоспоримые и значительные достоинства (и на эту тему есть масса статей). Если вам по карману лодка с водомётом на борту (имеется ввиду прямоточный водомёт со стационарным двигателем) – вы в ней вряд ли разочаруетесь (хотя, и в этом случае это вопрос личных предпочтений). Туннель, как средство устройства вездеходности лодки удобен, например, тем у кого и лодка уже есть, и мотор уже есть – а воды по килем маловато. Или, другой пример, есть один ПЛМ, а лодок для него несколько (две или больше). И этих «или» может быть ещё с полтора десятка (частично о том и в начале статьи). |
Какова осадка лодки, ее проходимость по мелководью после модернизации туннелем? По глиссерам на практике разные достигнуты показатели, но по отзывам капитанов-судовладельцев: «смотреть за борт страшно – кажется вот-вот на мель выскочишь» (эффект преломления на границе воздух-вода, как известно даёт зрительный эффект, приближая дно реки к поверхности – так вот ощущение было, что ползли брюхом по дну), реально же глубина водоёма была сантиметров 15-20; другие случаи выглядели так, что лодка на глиссировании, поднимаясь над поверхностью реки, шла по «блюдцу» воды, а после сбрасывания газа, осаживалась на дно водоема, и стаскивать её приходилось уже волоком. Теоретически, можно свести выступающие под днищем лодки части на нет, т.е. ниже киля лодки уже ничего не будет. Также помним о том, что глубина осадки судна при одном и том же водоизмещении, тем меньше, чем меньше килеватость днища. У килеватых лодок осадка будет поглубже. |
Какова стоимость переделки лодки «под туннель»? На мои изделия расценки устанавливаются исходя из средней зарплаты сварщика моей квалификакции 30 тыс. руб. в месяц [на 2016 год]. Т.е. стоимость узлов, например, туннеля, спонсонов и т.д. складывается из материальных затрат и фактически затраченного на их изготовление времени. Для типовых моделей это уже известные величины. Что касается полной стоимости переделки лодки, то здесь нужно уточнить кто будет делать монтаж узлов на лодку и каким способом (сварка или прикрутка)? Если заказчик выполняет монтаж у себя в городе (в населенном пункте) и/или самостоятельно, то эту часть затрат он планирует самостоятельно исходя из известных ему обстоятельств и тарифов. |
Собираюсь делать туннель в лодке самостоятельно, есть ли какой-то способ свести ошибки экспериментов к минимуму? Полагаю, что есть. Нужно иметь профильное образование (что-то в области проектирования судов и глиссеров), доступ к испытательному бассейну наподобие как в ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (раньше это был «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова»), ну и возможность обсуждать (читай «проверять») свои идеи в профильной мозговой среде. Если каких-то из этих составляющих нет, имеет смысл привлекать в качестве консультанта эксперта, к. уже имеет необходимый опыт и знания в данной сфере. Он что-то подскажет, посоветует и избавит от явного «изобретательства велосипеда» и «набивания ненужных шишек». Вероятно, стоимость услуг консультанта окажется дешевле, чем стоимость и время потраченные на исправление собственных ошибок. Принцип «учитесь на чужих ошибках» тем и хорош, что вполне реализуем при наличии такого желания. |
Можно ли вас привлечь в качестве консультанта по изготовлению туннеля? Сам я нахожусь в другом городе далеком от вашего и разместить заказ у вас представляется очень затруднительным.
В стародавние времена на заре лодочного туннелестроения я такое практиковал: отвечал на вопросы, помогал с эскизами и т.п. |
Как монтируется туннель в лодке из несвариваемого материала (например, дюралюминия или пластика)? В этом случае при изготовлении туннеля в его конструкции предуматриваются поля-фланцы под прикрутку/приклёпку. В дальнейшем при монтаже туннель и будет приаттачен винтами или заклепками через прокладку из герметика своими фланцами к днищу лодки. Надежность такой врезки абсолютно равновеликая другим способам монтажа (сварке например). |
Хотелось бы переделать свою лодку, но не хочется рисковать, а вдруг «что-то пойдет не так». Как быть?
Нужно понимать, что первоначально изготовители лодок не закладывали в их конструкцию возможность такой переделки, хотя ничего невозможного в природе не существует – наверное, в данном случае, это просто будет вопрос о стоимости и наличии желания. Таким образом, какой-то риск неудачи всегда присутствует. Риск минимален, если туннель делается в лодке уже опробированной в такой переделке и зарекомендовавшей себя положительно. |
Изменится ли характер хода водоизмещающего судна переделанного под туннель? Таких экспериментальных данных у меня пока нет. Но самый общий теоретический анализ действующих сил подсказывает, что в значительно меньшей степени, чем у глиссера. Момент пары сил упора и гидродинамического сопротивления корпуса скорее всего не поменяет направления, что соответственно не должно вызывать явных изменений в ходовых качествах лодки. Кто задаёт эти вопросы, на которые вы отвечаете в этой рубрике? Читатели сайта и задают: пишут/звонят судовладельцы, рыбаки и туристы. Обмен опытом и впечатлениями естественным образом идёт. Просто обобщаю интересующие темы и публикую те вопросы, к. могут представлять интерес для остальных читателей. География просмотра сайта достаточно широкая. Всё хорошо в водно-моторном туризме (отрасли), но уж больно дороги ПЛМ. Вопроса как такового не было, но что верно, то верно. Однако, как лодочник лодочнику скажу: толковый водомёт в сборе стоит ещё дороже, его установка на лодку или катер это значительно более трудоёмкая операция, чем установка подвесника, даже с туннелем, даже с регулируемым транцем. Водомёт тяжелее, мощнее («кушает» больше топлива), занимает больше места в лодке и т.д. и т.п. |
Сейчас есть такая тема для подъема ПЛМ на ходу (например компании Bob`s Machine Shop: выносной транец Action) для моторов различной мощности, регулирует высоту подъема двигателя на 6-14'' (у разных моделей) по вертикали. Не является ли это решение в какой-то мере альтернативой туннельным и водомётным решениям для устройства вездеходности судна?
Полагаю, в какой-то мере является. Такого рода транцами стараюсь оснастить и все лодки, к. попадают ко мне на отуннеливание, если они там не стояли (см. примеры: на «Вельбот-51Т» фирменная модель транца, на лодке «Неман-2» с туннелем транец моего изготовления). Как устройство такой транец – вещь очень приполезнейшая. Что касается форсирования мелководья, то его удобно применять для этих целей, но вот насколько эффективно он будет применяться – зависит от множества факторов и вот каких: |
Планирую изготовить туннель в своей лодке, но опасаюсь прохватов воздуха винтом. Встречал отзывы, что винт на туннельной лодке сильно прохватывает воздух. Как быть? Во-первых, мы не знаем, кто написал отзыв и что там были за туннель с лодкой, как они были установлены и в каком режиме работали: значит, такую куцую информацию в плане «сильно» не представляется возможным проанализировать. Вспомним, что и разные автомобили по разному ездят, и разные самолёты по разному летают. А неправильная установка, например, ПЛМ по высоте всего на 2 см приводит к тому, что судно не идёт. А есть ещё масса других параметров: угол наклона ПЛМ, шаг винта, тип винта, стартовый дифферент судна, ходовой дифферент судна и прочая, и прочая...
|
Почему стратегия избежания удара (контакта с мелью) наилучшая? Во-первых, судно не обладает такой маневренностью, как более привычный всем автомобиль: отсутствует жесткое фрикционное сцепление с дорогой потому-что её нет, ваша дорога – это река; нет тормозов – и резкое сбрасывание газа не гасит мгновенно скорость лодки перед препятствием и мелью; маневры циркуляции (поворотов) не ведут к мгновенному уклонению с курса следования – судно обладает известной массой, а значит и инерцией движения, которая и проявляет себя в скольжении по воде и т.д. и т.п. Поэтому никакие меры предосторожности и техники безопасности не будут считаться излишними. А что уж тут говорить про контакты с мелями, к. не должны происходить где-нибудь в глухой тайге вдали от цивилизации. |
У меня какая-то «проблема» с туннелем, изготовленным НЕ по вашему проекту. Вы могли бы помочь довести его до ума, разобраться в чём проблема? Полагаю, что «да». Опыт такого сотрудничества имеется и вполне успешный – были подобные обращения. Нужны фотографии и технические характеристики испытуемой модели. Оплата по договорённости, в зависимости от существенности рекомендаций. Пытался на эту тему найти что-нибудь на форумах в интернете, но толковых мнений очень мало по этому поводу. Не знаю, как разобраться? Интернет – отличнейшее изобретение, возможности к. ещё только раскрываются. И вероятно, этот процесс будет продолжаться ещё не один десяток лет. Но как и любым другим инструментом, им нужно научиться/уметь грамотно пользоваться. |
А вы даёте какие-то инструкции по установке, монтажу туннеля и сопутствующей оснастки, в случае если заказывать их у вас?
Не только даю, но и настойчиво советую следовать моим рекомендациям. В сезоне 2012 года у меня был случай, который хорошо иллюстрирует важность взаимодействия заказчик –> инженер –> монтажник. А дело было так: заказчик заказал туннель для двигателя мощностью 30 л.с. Туннель был изготовлен, выслан заказчику, вмонтрован в лодку... и... По факту, лодка «не пошла» с первого захода: со слов заказчика не выходит на глиссирование, скорость на уровне 30-32 км/ч вместо планируемых 40-42 км/ч, винт «хапает» воздух. После тщательных расспросов (сам я находился за 2400 км от места испытания – поэтому непосредственного участия принять в них не мог) выяснилось, что двигатель не 30 л.с., а форсированная «двадцатьпятка» (вероятно, просто недофорсированная или вовсе не таковая). То есть, во-первых, ошибка постановки задачи перед проектированием налицо. По факту-то имели: лодка не выходила на глиссирование – переставала набирать скорость в переходном режиме – не хватало упора винта (который напрямую зависит от мощности двигателя), из-за повышенного проскальзывания винта малого дискового отношения (туннельная лодка расходует больше мощности при выходе на глиссирование) при росте оборотов из-за близости поверхности воды винт начинал интенсивно вентилироваться (через образующуюся воронку смыкающуюся с атмосферой) и упор падал еще больше. |
Встретил в интернете статью очень похожую на вашу (на http://spyship.ru/testy/zashhita-lodochnogo-motora-i-grebnogo-vinta-tunnelem.html). Внизу есть ссылка, что статья подготовлена по материалам вашего сайта. Статья правильно изложена? Ага, видел эту статью... Действительно, какое-то творческое переизложение... Просмотрел «новую» статью по диагонали: что-то из значимых тезисов переизложено верно, что-то на новый лад и весьма спорно... детально вчитывался не стал – всё таки в интернете всего не проверить... Возможно, мою статью «переписал» какой-нибудь «студент» по заданию своего сайта для его информационного разнообразия, а возможно текст родился и по иной причине, не в курсе. Конечно, переосмысление и переизложение материала – вполне естественный процесс, мы ведь каждый день это делаем с какой-то информацией. Но вот за качество данного «нового» изложения не поручусь: «коэффициент ретрансляции» у разных «приемо-передатчиков» разный – не все одинаково понимают прочитанное, а тем более потом пересказывают это уже в силу своего, например, неправильного понимания. Просто, читайте первоисточники, если сомневаетесь в источнике материала. Намеренное или непреднамеренное искажение информации – корень очень многих проблем. Одно могу сказать, это – не плагиат, т.к. имеется ссылка о том что текст подготовлен по материалам сайта "http://valery-a-zlobin.ru" (моего сайта), но и первоначальный авторский текст был изменен, хоть и с попыткой сохранить определённую релевантность. |
А вы занимаетесь установкой водомётных движителей? Можно к вам обратиться по этому поводу?
Водомёты пока не моя тема. Хотя есть большое количество научной литературы по этому поводу и моё вхождение в это вполне возможно и вероятно, во всяком случае изобретать уже ничего не нужно – всё давно изобретено: вникай, изучай, бери и делай. Тем более, что 90% всех сложностей по водомётной теме – это проектирование и изготовление самой движительной установки. А если инсталлировать на судно готовую, то задача сводится к более банальной: адаптировать внешнюю (выходную) характеристику ДВС к входной х. движителя (водометной установки). Порегулировать угол выброса реактивной струи и т.п. |
А делают ли туннели для «улиток», а не винтового ПЛМ? Да, делают, в тех случаях когда нужно обеспечить отсутствие выступающих частей под днищем лодки. Водозаборник (intake) outboard jet drive имеет свою высоту (80-100 мм, как правило) и если судовладелец ходит на лодке по очень мелкой воде и не желает чтобы мотор цеплялся им за дно водоёма, то имеет смысл это сделать. Туннель, конечно будет пониже, чем для винтового движителя – те же 80-100 мм плюс небольшой запас по высоте. Только нужно помнить, что и сама «улитка», и туннель расходуют некоторую энергию, поэтому нужно иметь резерв мощности в «голове» ПЛМ, чтобы лодка уверенно выходила на глиссирование при такой компоновке. А так-то, делают такие туннели: видел и на фотографиях, и в натуре такие лодки. |
На ваших видео-отчетах «Вельбот-47», «Крым», "Вельбот-51Т" не видно толком, как устроен туннель. Нельзя ли более подробное видео разместить? Видео-отчеты приведены, как подтверждение главного – что суда после модернизации эксплутационно пригодны, то есть выходят на глиссирование, развивают высокую крейсерскую скорость, идут с нормальным ходовым дифферентом и т.п. То есть функциональность видео-отчетов именно такая. |
Скажите, а проблем с техосмотром туннельной лодки в ГИМСе не возникает? Вроде нет. Так-то я мастер – занимаюсь определенного вида переоснащением (регистрацией и техосмотром судов не занимаюсь). Полагаю, разумнее уточнять в своём «родном» ГИМСе. Судя по тому, что лодки мне заказывают, ходят потом на них, присылают отзывы, то особых проблем не возникает. И потом... туннель повышает безопасность лодки в эксплуатации. Какой резон их не разрешать? |
Не могу найти достаточного количества владельцев туннельных лодок? Хотелось бы пообщаться с ними, обсудить все «за» и «против», взвесить и уже потом что-то со своей лодкой делать?
Полагаю, что в поиске таких судовладельцев и будут сложности, причем совершенно разноплановые: | А вы общаетесь на каких-нибудь профильных форумах для лодочников по представленным у вас на сайте темам? Нет, не общаюсь вовсе. И не планирую этого делать. И вот почему: мои консультации и ответы на вопросы, как правило носят предпроектный характер, т.е. это персональное взаимодействие с потенциальным заказчиком, например. А форум – это публичная площадка для обсуждения чего угодно, но никак не индивидуального заказа. Кроме того, форум ещё и открытое пространство для неопределенного количества собеседников. Невозможно вести индивидуальную переписку, т.к. в «разговор» может вмешаться кто угодно с какими угодно соображениями, неуместными при любом раскладе, а работа с заказчиком должна носить адресный индивидуальный характер. Ну, и потом... зачем вести беседу на «третьей площадке», когда есть своя? У меня есть мой сайт – вы меня ч/з него и нашли, у меня есть телефоны и электронная почта... Куда удобнее вести разговор непосредственно между заинтересованными лицами и без всякого риска, что какой-нибудь виртуальный дурачок с форума, имеющий целью «себя показать и на людей посмотреть» испортит разговор какой-нибудь ахинеей. А с какой целью вы приводите данные ваших дипломов об образовании на вашем сайте? Это какое-то хвастовство или что? Нет, не хвастовство. Эта информация приведена, как раз, для потенциальных заказчиков. Полагаю, что они имеют право знать с кем они будут иметь дело (в плане моей профессиональной подготовки), перед тем как они что-то будут заказывать мне. Вот вы когда устраиваетесь на работу, сообщаете же сведения о своём образовании нанимателю? Вот и мои заказчики в каком-то смысле наниматели (только в соответствии с Гражданским, а не с Трудовым кодексом). Ну, а поскольку дипломы такие какие они есть, вот и показываю, те что имею (за неимением других). Кроме того, раз я позволяю себе рассуждать на различные технические темы, пусть и остальные читатели тоже знают, что моё мнение – это мнение человека, имеющего техническое образование. Вот и всё, сплошная прогматика и никакой романтики. И ещё, мой общий туристический водномоторный стаж 43 года (по числу лет), а судоводительский 27 лет (судоводительские права у меня с 16-и лет). У вас диплом о «политехническом» инженерном образовании? Не далековато ли для того чтобы заниматься проектированием лодок или изменением их конструкций? Во-первых, я не занимаюсь проектированием судов. Мой интерес в общем-то, локальный – переделки на днище глиссирующего судна с целью изменения характера его обтекания водой, т.е. для изменения каких-то его свойств, например, для уменьшения осадки, увеличения скорости и т.п. |
Почему на вашем сайте нет технических подробностей (параметров) ваших изделий, туннелей например?
Мой сайт рекламирует мои услуги, как мастерового человека – то есть он изначально имеет другое функциональное предназначение: сайт не обучающий – сайт популяризирующий. | А вы могли бы на заказ выполнить расчет кормовых спонсонов (по совместительству доп. баков плавучести)? У меня корма со скосами, сам затрудняюсь с проектом. Хотелось бы спонсоны себе изготовить, т.к. у моей лодки низкий борт, а четырехтактный мощный мотор тяжелый и сильно притапливает корму. Это ведь увеличит плавучесть лодки? Да, могу выполнить проект. Если речь идет о корме подобной формы, то действительно расчет затруднительно будет сделать без соответствующих навыков. Спонсон имеет грани, к. представляют собой неправильные четырехугольники и неравнобокие трапеции (см. эскиз), немудрено что проектирование такого изделия вызывает затруднения. Обращайтесь, спроектирую. Могу также и изготовить по своему проекту и выслать вам готовые изделия. На месте только их монтаж выполните. Можно ли герметичные спонсоны использовать, как дополнительные бензобаки? Только теоретически. На практике нужно учитывать вот что. Спонсоны, например, изготовлены для поддержания тяжелого ПЛМ и выравнивания стартового и ходового дифферента, к. был несколько нарушен в сторону кормы из-за тяжести ПЛМ. Если наливаем в спонсоны (как в бензобаки) дополнительное топливо, то получается опять подгружаем корму и выигрыш от установки спонсонов сводим на «нет». То есть плавучесть судна мы увеличили – это факт, но вот размещение грузов внутри судна – это же отдельная тема. Может быть ваш дополнительный бензобак (ёмкость) с топливом нужно было бы ближе к миделю разместить (исходя из анализа ситуации после загрузки)? То есть нужно анализировать развесовку и укладку грузов внутри судна: судно, как чувствительные весы, реагирует на неправильную укладку. В целом, рекомендация общего характера: если анализ с дифферентом судна позволяет использовать объем спонсонов под топливо, то пожалуйста, он ведь герметичный – наливай и откачивай. |
А вы могли бы поделиться вашими наработками в области лодочных туннелей с кем-нибудь из российских производителей лодок? Тогда бы на рынке появились серийные образцы и можно было бы купить готовую лодку и не искать специалиста по модернизации моей безтуннельной лодки. Если верить «пульсу рунета» такие работы рядом производителей ведутся, ведь тема «лодок для мелководья» стара, как мир. Так что, вероятно, что-то из серийного в ближайшнее время может и появиться на рынке. Но поручиться за третьих лиц не могу, сами понимаете. Что касается обмена опытом, то полагаю, что на определенных условиях это было бы возможно, но интересных обращений ко мне на этот счет не было, если будут, обещаю с вниманием отнестись к таким предложениям. | Когда у вас появятся варианты переделок каких-то других лодок? Например «Южанка», «Казанка-5М...», «Обь-...», «МКМ», «Воронеж», «Неман», «Неман-2», «Ока-4», «Днепр» и пр.? Определенно сообщить не могу. Скорее всего, не раньше пока кто-нибудь, не взирая на существующие риски, предложит свою лодку для такого рода экспериментальной переделки (первая переделка, поэтому в чем-то экспериментальная). Может это будет в этом сезоне, а может в каком-нибудь следующем. |
Хотел бы заказать у вас туннель для своей лодки, но в наших краях проблемы со сваркой в аргоне: либо нету, либо очень дорого. Есть какие-нибудь варианты смонтировать туннель на лодке без такой сварки? Полагаю, что есть. Этот же вариант пригоден и для тех у кого лодки из несварного материала (из стеклопластика, из дюралюминия). Туннель в этом случае изготавливается в варианте «под приклепку» (то есть с фланцами-полями под прикрутку к днищу лодки). Другой вариант касается ситуации когда сварка есть, но дорогая. Раз есть сварка, то есть поблизости где-то в продаже и аргон в баллонах. Можно выполнить сварочный монтаж самостоятельно, освоив сварку алюминия сварочным п/автоматом (MIG/MAG сварка). Качество швов несколько хуже, чем при TIG-сварке, но этого хватит чтобы решить нашу задачу. Простенький п/автомат стоит порядка 8-10 тыс. руб. Баллон с аргоном можно взять напрокат, договорившись с поставщиком газа (и оставив, например, в залог деньги в сумме стоимости баллона). Сварочные материалы (проволоку АМг5) я могу выслать вам по почте вместе с вашим заказом или отдельно. Осталось только немного потренироваться со сваркой, но это не сложно, если есть хоть какие-то сварные навыки или сварщик, к. например умеет варить электродом (таких сварщиков везде много), но мог бы попробовать поработать п/автоматом. Сваривать п/автоматом в среде аргона проще, чем тем же электродом (поскольку я сам сварщик, то могу говорить об этом, как эксперт). Кроме того я могу/готов оказать необходимую консультационную поддержку: например, сообщить какие режимы сварки нужны для сварки алюминия и прочее. То есть не нужно будет тратить время на то чтобы «методом тыка» искать эти режимы самостоятельно. У меня был удачный пример, когда мои заказчики (с севера Томской области) без проблем выполнили монтаж самостоятельно, помыкавшись перед этим с несговорчивыми и дорогими местными горесварщиками-аргонщиками. | Какие средние показатели уменьшения осадки лодки (катера, судна) после её переделки под туннель? В моих проектах среднее уменьшение осадки, если только нет каких-то причин (препятствий) для иного – винт под днищем (под килем лодки) не выступает, выступает только частично плавник ПЛМ. То есть уменьшение осадки на 1÷1,2D винта. По отзывам судовладельца, имеющего туннельную лодку и водометный катер, проходимость (вездеходность) туннельной лодки выше: нет присасывания к дну водоёма на низких скоростях, легче и сама лодка по сравнению с водомётным катером. Про уменьшение осадок лодок у других туннельщиков-передельщиков ничего сказать не могу, не в курсе. Какую лодку лучше переделывать под туннель и мелководье, килеватую или ближе к плоскодонной? Переделывать можно и те и эти, но нужно понимать, что чем килеватее лодка, тем менее она мелководная изначально. Килеватые лодки обладают лучшей мореходностью (держат бóльшую высоту волны), некилеватые или малокилеватые меньшей осадкой и более высоким гидродинамическим качеством. Если мы хотим ходить по экстремально малым глубинам, то корпус должен быть: как можно легче, как можно менее килеватым, с меньшей осадкой (пошире и подлиннее). Но примянять такую лодку на хорошей волне будет сложно из-за ударов волны о днище. Поэтому выбор лодки для отуннеливания – это вопрос о том, на каких водоёмах предполагается её эксплуатация. |
Посоветовавашись с «аксакалами» пришли к мнению, что туннель – это не «гуд». Если поймать топляк во внутреннюю полость туннеля, то он сработав, как направляющая, направит топляк прямо в мотор. А что вы на это скажите?
Вероятность такого конечно есть или выражаясь научным термином «событие хоть и маловероятное, но возможное». Однако, чтобы полость туннеля сработала, как направляющий паз, нужно: А почему на вашем сайте нет отзывов о ваших работах, положительных и прочих? На что ориентироваться, если нет мнений людей?
Ну-у-у, может от того, что рыбаки/охотники народ суровый и им несвойственны какие-то уж избыточные сантименты. Заказы я выполняю, отсылаю, на месте их (узлы, изделия) монтируют, затем эксплуатируют. Идти в интернет писать на публику отзывы людям просто в голову не приходит. Мне самому какая-то часть заказчиков или их знакомых звонит/пишет, меня это конечно греет. Если бы не было положительного эффекта, то я бы и не занимался такого рода деятельностью. А можно ли у вас приобрести/купить уже готовую лодку с туннелем, например «Крым», «Неман-2» или другую? Теоретически «да», но практически это будет осуществляться следующим образом: |
Хочется сэкономить на изготовлении узлов, а то «кризис» знаете ли. Не могли бы вы чертежи ваших изделий предоставить/продать? Нет, к сожалению не могу, сорри. Дело в том, что за чертежи (полагаю) вы не предложите столько, сколько стоит готовое изделие (я вообще не знаю сколько они стоят, а интересной цены мне пока не предлагали). Мой заработок складывается, как сварщика (слесаря, ремесленника и т.п.), а не распространителя чертежей и это у меня основная/единственная работа. Если я буду распространять чертежи своих изделий, то получается сам себя уволю с работы. Некоторый конфликт интересов знаете ли... Кроме того, у меня не настолько большие расценки, чтобы на них можно было что-то существенного наэкономить: материалы плюс средняя зарплата (сварщика, специалиста и т.п.) по стране. Вы же все равно кому-то поручите изготовление изделий согласно чертежей/эскизов? Для примера, в паре спонсонов свыше 10 метров сварных швов, заказчику 1 см шва (вместе с раскроем, слесаркой, т.е. полным изготовлением) обходится всего примерно в 10 руб. Полагаю, найдётся не так много мест, где стоимость будет еще меньше. Есть ещё и другие причины «почему», об этом написано выше. И не забывайте о том, что заказывая/приобретая изделия у меня, вы поддерживаете отечественного производителя. А бесплатные чертежи/эскизы/идеи имеются в избытке в интернете на профильных форумах (они для этого и существуют), на которых энтузиасты/самоделкины охотно делятся своим опытом, мыслями и прочим. Для них переделка лодки скорее хобби (постоянная занятость/работа у них в другом месте), чем профессия (как у меня), поэтому нет никаких конфликтов интересов. За качество их решений естественно не поручусь (какие-то моменты, ну уж, очень спорные), но встречал в них и вполне здравые элементы. Сейчас один российский изобретатель предлагает рамочное ограждение редуктора и винта, но с демпфером удара (прим.: авторское наименование устройства – «защита редуктора и винта лодочного мотора с демпфером удара»). Не могли бы вы дать комментарий по поводу эффективности подобного устройства? Как и любое изобретение/решение имеет право на жизнь и найдет своих сторонников. Однако при применении подобного устройства по-прежнему нерешёнными/неизменными останутся следующие обстоятельства: осадка судна не уменьшается («плуг» в виде выступающей части мотора становится более крепким, но сам никуда не исчезает, т.е. остаётся; можно сказать/признать, что проходимость лодки изменяется весьма условно в таком случае); любой демпфер/амортизатор раcсчитан на поглощение определенной энергии удара (штатная ситуация), в случае увеличения энергии (внештатная ситуация) демпфер не сможет погасить её избыток. Я видел видео, на к. изобретатель ударяет по установленной на мотор защите стальной плитой, кувалдой и т.п. Ну, как ударяет... постукивает. По сравнению с реальными ударами об дно водоёма или об камень в режиме глиссирования – это просто «поглаживания». Выше я уже приводил расчет энергии удара, они сопоставимы с ударом молотом c массой до 400 кг. Логичнее было бы предлагать видео, на к. лодка проехалась бы на глазах у оператора по мели, зацепила/вдолбилась бы так, что мотор отбросило вверх, а после этого нам бы продемонстрировали неповрежденные винт, мотор и защиту. Попадались ещё видео-ролики, на к. демонстрируют собственно езду на лодках (на ПЛМ которых установлена подобная защита). Но испытание защиты в условиях реального удара и демонстрацию последствий такого удара так ни разу и не увидел. Все попадавшие в кадр моторы весьма маломощные (сил так примерно до 20-25 л.с., т.е. для маленьких лодочек и/или скоростей). Полагаю, что нужные для себя выводы пытливый читатель сделает самостоятельно. |
А есть ли у туннельных лодок (лодок с туннелем) выгодные отличия (преимущества) от других типов лодок, не от водомётных (их главных конкуренток), а например, от аэроглиссеров (лодок с движителем с воздушным винтом)? Про отличия от водомётного движителя у вас много и подробно написано, а вот с аэроглиссерами можно сравнение привести? Давайте попробуем, напишу о том, что знаю и о том, что пришло на ум так сказать: |
http://ed-ko.ru/tunnel/; http://www.mega.kemerovo.su/tunnel/;
http://mega.kemerovo.su/tunnel/index.html; мега кемерово.си; мега кемерово.су; тоннель для лодки; шахта для лодки; защита винта на плм; лодка с тоннелью; мотолодки для мелководья; переделка лодок под тоннель; тоннельная лодка; как сделать тоннель в лодке крым; обь, неман; тонель на мотолодке; тоннель на лодках; ремонт винта плм; лодки алюминиевые с тоннелем; кринолины на лодке; тоннель для лодки что дает и какие минусы; как сделать туннель в лодке для защиты винта; лодки для мелководья; лодка с тоннелем под подвесной двигатель с винтом; мотолодки с туннелем; лодки с гидротоннелем;
гидротоннель для мотолодки по мелководью, гидротоннель для лодки крым как сделать, гидротоннель для моторной лодки, гидротоннель для лодки, гидротоннель для мотолодки; обводы лодок для мелководья; лучшая лодка для мелководья; альтернатива водометному двигателю/движителю
[к номерам телефонов, на главную
страницу]
Иногородним заказчикам доставка заказанных/готовых изделий
осуществляется почтой, транпортными компаниями и т.п.↑